Цели обучения шахматам

Современная концепция образования во главу угла ставит идею развития личности человека, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение шахматам.

Преподаватель шахмат поможет развить:

  • способность самостоятельно мыслить;
  • логику, системность, дисциплину и другие элементы культуры мышления;
  • память, внимание, наблюдательность;
  • творческое воображение и ассоциативное мышление;
  • навыки изучения литературы;
  • навыки самостоятельной исследовательской работы.

Рассмотрим подробнее некоторые моменты развивающей роли обучения шахматам.

Уже на первых уроках шахмат учащийся убеждается, что одного желания выиграть недостаточно. Ход становится сильным только тогда, когда он подготовлен грамотными предыдущими действиями. Урок шахмат: для выбора правильных решений следует опираться на объективный учёт и оценку имеющихся условий.

Обучение шахматам способствует воспитанию:

  • силы воли;
  • самостоятельности;
  • трудолюбия;
  • целеустремлённости;
  • способности к самоконтролю, адекватной самооценке и самокоррекции;
  • культуры поведения, дисциплинированности;
  • честности;
  • толерантности;

Стремление к знаниям

Обучение шахматам — мощный стимул развития познавательной активности.

Начинающий шахматист вскоре убеждается, что многих ошибок можно избежать, если знать известные теоретические закономерности и варианты. Поэтому у него возникает и развивается потребность изучения теории шахмат. Таким образом, ещё один урок шахмат заключается в уважении научных знаний и стремлении к овладению ими.

Способность самостоятельно мыслить

На уроках шахмат игрок учится самостоятельно использовать имеющиеся у него знания и навыки в разнообразных позициях. Таким образом, при обучении шахматам человек овладевает искусством сравнительного анализа, умением находить существенные различия в похожих ситуациях и сходство во внешне различных.

Уроки шахмат позволят учащимся осознать и принять понятие типичного (например, типичная миттельшпильная позиция), научиться выделять самые существенные особенности и характеристики конкретной ситуации, а в последующем перенести усвоенные умения и навыки в другие области своей деятельности.

Развитие памяти

Значительно влияние обучения шахматам на развитие памяти. На уроках шахмат преподаватель помогает ученику совершенствовать способность к смысловому, логическому запоминанию информации, основанному на особенностях расположения и взаимодействия объектов. Аналогичные приёмы используются лучшими преподавателями шахмат в школьных предметах обучения (например, элементы «опорного конспекта»).

Культура и дисциплина мышления

Обучение шахматам развивает культуру и дисциплину мышления. Под руководством преподавателя шахмат учащийся прочно осваивает пятиэтапную схему обдумывания и принятия решений:

  1. анализ позиции;
  2. общая оценка позиции;
  3. выбор плана;
  4. выбор хода;
  5. проверка выбранного хода и выполнение.

Эта схема мышления имеет универсальный характер и применяется для решения учебных, научных, экономических, военных и других задач.

Развитие внимания

Преподаватель шахмат поможет развить необходимую степень концентрации для игры. Уроки шахмат требуют длительного, устойчивого, интенсивного и объёмного внимания. Ведь стоит на мгновение ослабить, совершить одну грубую ошибку, и плоды всей предыдущей работы будут утеряны.

Дисциплинирует мышление такая особенность обучения шахматам, как ограничение времени на обдумывание. Под руководством преподавателя шахмат игрок учится рациональному распределению времени, объективной оценке временных интервалов и быстрому принятию решений в стрессовой ситуации.

Воображение

Уроки шахмат стимулируют развитие фантазии, воображения и способностей предвидения. В процессе поиска решения шахматист в своём воображении проводит манёвры, которые лишь возможно состоятся в будущем. При этом он учится преодолевать влияние «остаточных образов» (т.е. ошибочного мысленного переноса отдельных элементов изначальной позиции в неизменном виде в прогнозируемые позиции) и «опережающих образов» (т. е. восприятия лишь планируемых в будущем позиций фигур, как уже реальных, поскольку они в воображаемом представлении пытаются вытеснить действительность).

Рефлексивное мышление

Преподаватель шахмат учит игрока критически переосмысливать свои предшествующие планы, оценки и действия в связи с последовавшими реальными эффективными возражениями соперника. Таким образом, он обучается рефлексивному мышлению.

На уроках шахмат преподаватель учит игрока самостоятельно ставить задачи и творчески их решать. Творческую деятельность человека характеризуют:

  • видение новых проблем в стандартных условиях и новых функций привычных объектов;
  • эффективный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • нахождение оригинальных решений.

Эти творческие способности формируются в процессе обучения шахматам и развиваются по мере повышения мастерства шахматиста.

Дисциплинированность

Обучение шахматам оказывает большое влияние на развитие не только мыслительных способностей, но и характера. Шахматы требуют дисциплинированности, постоянного самоконтроля, учат ответственности за каждый сделанный во время соревнования ход, который невозможно отменить. Урок шахмат состоит в необходимости сочетания смелости и решительности с ответственностью и осмотрительностью.

Выдержка

Каждая партия и соревнование в целом неизбежно становятся серьёзным психологическим испытанием для юного человека. Это подготовка и ожидание борьбы с трудным соперником в присутствии конкурентов и болельщиков, сама схватка, наполненная переживаниями за сильные и красивые ходы, реальные и мнимые ошибки (отличить первые от вторых часто удаётся лишь в анализе после игры), ответственность за результат, в том числе перед родителями, преподавателем шахмат, товарищами по команде. Урок шахмат заключается в умении проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях, преодолевая как неуверенность и отрицательные эмоции, так и неоправданную эйфорию, преждевременно расслабляющую и лишающую объективности. Поэтому неудивительно, что школьники и студенты, шахматисты высоких разрядов сдают различные экзамены гораздо лучше, чем не шахматисты, имеющие равный с ними уровень текущей успеваемости.

Объективность

Обучение шахматам развивает объективность в отношении к себе и к ситуации. Каждая позиция имеет свою объективную оценку, не зависящую от мастерства, воли или желания любого из игроков. А вот успех шахматиста как раз зависит от того, насколько его субъективная оценка каждой возникающей позиции будет близка к объективной! Общепринято, что оценка начальной позиции ближе к ничьей, чем к выигрышу белых или тем более чёрных. Поэтому проигрыш без ошибок невозможен, и проигравшему следует обязательно найти и признать их. Тщательный разбор всех сыгранных партий (желательно с преподавателем шахмат), сопровождающийся критическим самоанализом, является важным средством самовоспитания.

Самооценка

Урок шахмат заключается в переходе к объективной самооценке, как к результату корректного сопоставления своих притязаний с личными результатами и сравнительными достижениями других.

Шахматы учат не только аргументировано отстаивать своё мнение, но и уважать чужое. Обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Шахматисту приходится анализировать не только позиции на доске, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера. При этом человек учится мысленно ставить себя на место другого. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях.

Умение вести себя в обществе

Уроки шахмат и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают учащимся корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. Увлечение шахматами позволяет школьнику заинтересованно и, в определённом смысле, на равных общаться с взрослыми шахматистами.

Изучая с преподавателем шахмат теорию и историю игры, учащиеся видят вклад талантливых представителей многих стран и народов в их развитие, своеобразную перекличку, взаимопроникновение и взаимообогащение шахматных идей.

Примечание: данная статья подготовлена с частичным использованием материалов книги «Шахматы-школе», составленной Б. С. Гершунским, А. Н. Костьевым — Москва, Педагогика, 1991.

Контакты
8 (495) 412-72-10
8 (916) 918-49-46

Электронная почта:
gblokh@gmail.com

Розничная продажа книг и блокнотов осуществляется в интернет магазине: shop.chessok.ru и по адресу:
г. Москва, м. Октябрьское поле, ул. Маршала Малиновского, д. 6, корп. 1, офисный центр СТАРТ, офис 22.
Телефон: 8 (495) 983-33-36, magazin@chessok.ru.